18 мая 2022 г., Москва – Российская ассоциация электронных коммуникаций провела исследование востребованности (популярности) цифровых инструментов для продвижения и ведения бизнеса малого и среднего бизнеса в России. Об использовании цифровых каналов заявили более 80% опрошенных представителей МСП.
Лидерами среди e-com площадок стал Авито, а среди социальных сетей и мессенджеров – VK.
Суть исследования показать, что происходить с онлайн-продажами и сервисом у предпринимателей после блокировки доступа социальных сетей, какие каналы они используют, где общаются с клиентами и продают свои товары и услуги.
Почти 80% респондентов из числа МСП используют для ведения или развития своего бизнеса e-com площадки и/или средства интернет-коммуникаций. Более 40% опрошенных использует и то, и другое. Наличие ориентированной на покупки аудитории, удобство пользования сервисом и стоимость продвижения стали ключевыми ориентирами для МСП при выборе e-com площадок для бизнеса. По этим параметрам лидирует Авито, площадкой пользуется 62% представителей МСП, принявших участие в опросе. Второе и третье место заняли Яндекс.Маркет и Ozon. У каждой площадки есть свои географические особенности.
44% респондентов назвали VK основным каналом интернет-коммуникации (категория включает в себя социальные сети и мессенджеры). На втором и третьем месте по популярности собственные интернет-сайты бизнеса и Whatsapp. При этом лидером падения по числу пользователей в этой категории стал Instagram*. Запрет деятельности компании Мета** на территории России и связанные с этим риски для бизнеса ожидаемо стали главной причиной отказа от пользования соцсетями. О желании вернуться на иностранные ресурсы заявили 20% опрошенных МСП, еще 12% высказались категорически против этой идеи даже в случае снятия запрета. При этом конечное соотношение сторонников и противников может меняться по мере расширения функционала отечественных площадок для ведения бизнеса.
VK и Авито лидируют по популярности в сводном рейтинге цифровых каналов, используемых МСП для развития бизнеса. На две площадки суммарно приходится чуть менее половины всех ответов респондентов в примерно равных долях.
«Мы продолжаем активно инвестировать в Авито, чтобы создавать новые решения для наших партнеров. Цель Компании – непрерывный рост бизнеса наших клиентов. Особенно сейчас, когда привычные каналы продвижения во многом исчезли. Мы очень хотим и можем быть быть полезны любому бизнесу. Решения, которые мы разрабатываем и воплощаем каждый день, помогают сделать что-то новое и расширяют таким образом для наших партнёров рынки сбыта.
Авито сейчас – это самая массовая платформа для коммерции в России. Наше преимущество – самая мотивированная и активная аудитория, готовая покупать. Каждую секунду на платформе проходит более 7 сделок, и это не предел. Например, вчера мы перешагнули рубеж 100 млн объявлений, это на 20% больше показателя, с которого мы начали этот год.
Мы создавались изначально как платформа для возможностей совершенно разных пользователей, и готовы помогать эти возможности реализовать. Команда Авито всегда была сфокусирована на том, чтобы предвосхищать ожидания клиентов, будь то продуктовые решения, алгоритмы продвижения или технологии безопасности. Мы внимательно слушаем бизнес, который развивается на платформе. В период повышенного запроса мы умеем быстро и гибко адаптировать свои бизнес-процессы, чтобы каждая минута работы на Авито была чрезвычайно эффективной. Именно поэтому Авито является сегодня самой популярной платформой среди маркетплейсов согласно исследованиям Mediascope и приоритетным выбором в e-comm для малого и среднего бизнеса по данным РАЭК. Наша задача - не сиюминутный результат, а стратегическое партнёрство с малым и средним бизнесом, создание фундамента для его собственного и прочного развития на Авито. Мы стремимся стабилизировать и сохранить бизнес-среду, чтобы все наши партнеры вышли сильными из любой ситуации , а мы продолжали успешно с ними работать дальше и навсегда», - прокомментировал исследование Игорь Макаров, коммерческий директор Авито.
«Мы опросили 50 продавцов успешно развивавших продажи в социальных сетях, получили весьма интересные ответы: все перевели коммуникацию в VK и TG, но отмечают, что собственно заказы и продажи как и прежде приходят только из Instagram. Российские социальные сети подходят для общения, но не для собственно продажи товаров, аудитория не привыкли их использовать для шоппинга. Все опрошенные заявили о минимум 2-х кратном росте продаж Avito», - Влад Широбоков, основатель New Retail Forum.